Зографские листки представляют собой два листка пергамена, написанные кириллицей, датируются XI веком. Данный памятник был обнаружен П. А. Лавровым1´ в 1906 году в Зографском монастыре2´ на Афоне, где и хранятся до настоящего времени. По словам исследователя, находка была случайной, поскольку это были плохо сохранившиеся и выцветшие листки, найденные в одном из шкафов монастырской библиотеки, но не внесенные в ее каталоги.
Первое издание текста было осуществлено П. А. Лавровым в 1926 году,3´ но в работе были приложены фотографии, описаны и дано чтение текста только трех из четырех страниц в журнале Revue des Études slaves.
Тогда же М. Долобко было предложено исследование языка памятника.4´
Второе издание П. А. Лавров предпринял вместе А. Вайаном5´ в 1930 году.6´ Текст всех четырех страниц был представлен в лучшем прочтении. А. Вайану удалось определить содержание Зографских листков как отрывок монашеских правил св. Василия Великого.7´
Последнее научное издание в фотографиями, палеографическим и археографическим описанием, воспроизведением текста и параллельным греческим текстом приведен в работе А. Минчевой (1978 год).8´
____________
1´ Лавров Петр Алексеевич (1856 – 1929) – российский и советский филолог-славист, лингвист, член-корреспондент Петербургской АН с 1902 года. Неоднократно посещал балканские страны, работая в архивах и библиотеках. В 1900 году участвовал в экспедиции в Македонию. Вместе с другими авторами закончил создание болгаро-русского словаря, работу над которым начал А. Л. Дювернуа. Автор нескольких грамматик сербского и болгарского языков. Некоторое время состоял секретарем Славянского Комитета Московского Археологического Общества.
2´ Зографский монастырь (монастырь Зограф, греч. Μονή Ζωγράφου, болг. Зографски манастир) – монастырь Великомученика Георгияпобедоносца, православный монастырь на Святой Горе Афон, девятый в иерархии афонских монастырей. ‘Зограф’ означает ‘живописец’. Монастырь основан во время царствования Льва Философа (866 – 912) тремя братьями, уроженцами города Охрида в Болгарии: Моисеем, Аароном и Иоанном. Входит в состав трех традиционно славянских монастырей на Афоне по составу насельников.
3´ Лавров П. Листы Зографского // Журнал славистики. T.6. 1926. P.5-23.
4´ Dolobko М. Язык Листы Зографского // Журнал славистики. T.6. 1926. С.24 — 38.
5´ Вайан Андре(фр. Vaillant André; 1890 – 1977) – французский лингвист, специалист в области славянских языков. Особенное внимание в своих трудах уделял литературной и переводческой деятельности учеников и ближайших последователей святых Константина-Кирилла и Мефодия, а также раннему периоду древнеболгарской литературы и литературе Киевской Руси. Первым обосновал гипотезу о том, что «русские письмена», упомянутые в пространном житии Константина (Кирилла) Философа, представляют собой сирийский алфавит. Определил содержание Зографских листков, доказал, что Македонский кириллический листок является фрагментом предисловия Констанина (Кирилла) к переводу Евангелия-апракос. Выдвинул гипотезу о том, что перевод огласительных поучений Кирилла, епископа Иерусалимского,который читается в Хиландарских листках и русском списке конца XI – начала XII веков (Государственный исторический музей, Синодальное собрание, №478), принадлежит Константину Преславскому. Опубликовал большое количество древнеславянских текстов. Наиболее крупная обобщающая работа – пятитомная «Сравнительная грамматика славянских языков» (1950 – 1977 годы). Ему принадлежит также двухтомное «Руководство по старославянском языку (1948 год; переведено на русский язык в 1952 году).переведено на русский язык в 1952 году).переведено на русский язык в 1952 году).
6´ Лавров П. А., Vaillant А. Полномочия Василия в старославянском. Листы Зографского // Журнал славистики. T.10. 1930. P.5-35.
7´ Василий Великий, Василий Кесарийский (греч. Ἅγιος Βασίλειος ὁ Μέγας; около 330 – 379 годов) – святитель, церковный деятель, богослов, архиепископ Кесарийский (Кесария Каппадокийская – город в Малой Азии, первая по рангу митрополия Константинопольской православной церкви). Один из трех Каппадокийских Отцов Церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Назианзином. Василию Великому приписывают составление литургии и изобретение иконостаса. Автор многочисленных аскетических и нравственных проповедей, монашеских правил, посланий, толкований книг Священного Писания (например, «Беседы на Шестоднев», «Толкование на пророка Исаию»), убежденный поборник киновии, то есть организации монастырей общежительного типа.
8´ Mintcheva А. выхватывает староболгарская кириллица. — София, 1978. С. 39-45; 112-114.