Житие Мефодия Моравского

Житие Мефодия – памятник агиографии, написанный на старославянском языке и получивший большое распространение в древнерусской книжности. Посвящен рассказу о жизни и деятельности славянского просветителя святого Мефодия Моравского,1´ брата св. Константина (Кирилла) Философа.2´

Сохранилось в 16 списках, древнейший из них читается в составе так называемого Успенского сборника XII – XIII веков (хранится в Государственном историческом музее – ГИМ, собр. Успенского собора, №4).

Основные подробности в Житии Мефодия связаны с моравским периодом жизни святого, о византийском периода рассказано кратко, с опорой на Житие Константина (Кирилла) Философа. Соблюдены все правила составления похвального жития, композиция текста соответствует агиографической схеме. Однако можно отметить некоторые отступления. Например, в качестве первой главы (первого чтения) использовано сочинение «исповедального» характера, которое предположительно представляет собой сочинение самого Мефодия во время «экзамена» по ортодоксии в Риме. Изложение материала в Житии Мефодия весьма сдержанно, насыщено историческими подробностями, в текст вводятся документы, письма, реальные высказывания. Основная цель произведения связана с необходимостью доказать праведность и святость Мефодия, богоугодность деяний святого и его учеников. Возможно, эта идеологическая направленность обусловлена задачей сохранения славянского богослужения в Великой Моравии.

Горазд Охридский

Атрибуция жития остается не решенной проблемой. Ряд исследователей полагают, что Климент Охридский3´ является  автором как Жития Мефодия, так и Жития Константинна (Кирилла) Философа. Согласно другой гипотезе, автором Жития был один из учеников солунских братьев4´ Горазд,5´ который якобы был ближе всех к Первоучителям. Тем не менее никаких свидетельств о книжной деятельности Горазда не сохранилось. Еще одна гипотеза связана с другим учеником — Константином Преславским.6´ Его имя как автора зашифровано в акростихе Службы Мефодию, на основании чего делается вывод, что он является и автором Жития Мефодия.

Место написания Жития также является предметом споров. Содержание жития позволяет исследователям довольно убедительно доказывать, что памятник был создан в Великой Моравии7´: сразу после смерти в княжестве создалась напряженная обстановка, в которой надо было защищать наследие славянских просветителей. Существует также предположение, что местом создания жития была Болгария, поскольку кирилло-мефодиевские традиции у западных славян были достаточно быстро утрачены и центр просветительской деятельности переместился на юг Балканского полуострова.

Радзивилловская летопись. XV век. Изображенное событие: «Мефодей же послади два попа борзописца зело, и преложиста вся книгы исполнь от греческа языка во словенеск: 1 месяц наченше от марта месяця до 12 октября месяця». Иллюстрация из открытого источника. https://bigenc.ru/religious_studies/text/2066853

На Руси Житие Мефодия было принесено из Болгарии в числе первых оригинальных старославянских сочинений. Знаменательно, что этот памятник был знаком составителю Повести временных лет, о чем свидетельствует статья по 898 годом: «Мефедий же посади 2 попа борзописца велми, и преложи вся кьнигы исполнь от грѣцька языка въ словѣнѣскъ шестью мѣсяць, наченъ от марта мѣсяца до двунадесяту и 6 дний октября мѣсяца. Окончавъ же, достойную хвалу и славу Богу въздасть, дающему таку благодать епископу Мефедью, настолнику Андроникову».8´

____________

1´Мефодий Моравский (Мефодий Солунский; 815 – 885) – святой равноапостольный просветитель славян, византийский миссионер, вместе с младшим братом Константином (Кириллом) Философом является создателем славянской азбуки.

2´Константин (Кирилл) Философ (827 – 869) – равноапостольный святой, византийский миссионер. Вместе с братом Мефодием является создателем славянского алфавита и переводов Евангелия и других книг Священного Писания с греческого на старославянский язык.

3´Климент Охридский (около 840 – 27 июля 916) – болгарский и всеславянский просветитель, причислен к лику святых, жил в городе Охрид во времена Первого Болгарского царства (ныне на территории Македонии). Один из учеников Кирилла и Мефодия. По мнению ряда исследователей является создателем кириллической азбуки.

4´Солунские братья – общепризнанное прозвище святых равноапостольных просветителей славян и создателей славянской азбуки Кирилла (Константина) Философа и Мефодия Моравского.

5´Горазд Охридский – равноапостольный святой, ученик Мефодия, составителя славянской азбуки. Первый архиепископ славянин, был архиепископом Великой Моравии.

6´Константин Преславский – болгарский писатель и церковный деятель, ученик Мефодия, представитель Преславской книжной школы. Вместе с другими учениками подвергся преследованиям со стороны немецкого духовенства, бежал в Константинополь, а затем в Болгарское царство, был епископом в Преславе. Главное произведение – сборник проповедей «Учительное Евангелие»(893 – 894 гг.), предваряемое поэтическим вступлением «Азбучной молитвой».

7´Великая Моравия (или Великоморавская держава) – раннефеодальное славянское государство, существовало в 822 – 907 годах на Среднем Дунае, включало в себя территории современных Венгрии, Словакии, Чехии, так называемую Малую Польшу, часть Украины и Силезии. Оказала большое влияние на культурное развитие славянского мира, так как именно здесь возникает и используется славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием, а в качестве государственного и богослужебного языка начинает использоваться старославянский язык.

8´Повесть Временных лет / Подготовка текста, перевод и комментарий О. В. Творогова // Библиотека литературы древней Руси. Т. 1.  URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/?tabid=4869). Выделено извлечение из Жития Мефодия.

Проект Русский язык: через прошлое в будущее 2019