Древнейший памятник старославянского языка русского извода1´ Остромирово Евангелие датирован 1056 – 1057 годами. Основные сведения о заказчике извлекаются из приписки, которая была сделана в конце книги переписчиком – диаконом Григорием. Книга предназначалась для главного храма северо-западной Руси – Новгородской Софии, который был возведен в 1045 – 1050 годах. В качестве заказчика выступил новгородский посадник Остромир, в крещении Иосиф.
Рукопись хранится в Российской национальной библиотеке (РНБ) в Санкт-Петербурге, шифр ОР РНБ F. п. I. 5. В цифровом виде с транслитерацией текста рукопись доступна на сайте РНБ.2´
Приписка, или Послесловие, диакона Григория – это традиция, начало которой положили еще византийские книгописцы. Завершив работу, они благодарили Бога, иногда славили заказчика, обязательно извинялись перед будущими читателями за ошибки, возможно допущенные при переписке, и просили их исправлять. Н. Н. Розов3´ отмечает, что первая приписка такого рода была сделана за 10 лет до Остромирова Евангелия. Диакон Григорий, кроме того, добавил в приписке указание социальное положение заказчика и внутриполитическую ситуацию ее создания. Это новый элемент, который другие древнерусские переписчики, которые часто делали приписки к книгам, подхватили и развили. При этом они обращались к волновавшим их событиям, цитировали литературные памятники.
Кроме того, исследователь на основании анализа не только приписки, но и книги в целом, в том числе ее оформления, дает характеристику диакону Григорию. Он указывает, что писцу, несомненно, были очень хорошо знакомы правила чтения Библейских текстов. Художественное оформление книги и ее сохранность свидетельствуют о том, что это был лицевой, парадный список, который высоко почитали и берегли. «Если же иметь в виду, – добавляет Н. Н. Розов, – что эта книга была создана по заказу богатого и знатного человека, соправителя киевского князя, имевшего, конечно, широкие возможности выбора мастеров, то фигура диакона Григория становится еще более значительной. По всей видимости, он служил или в княжеской, или в посаднической церкви, где праздничные богослужения отправлялись особенно торжественно. Быть может, свое выдающееся положение среди “придворного” духовенства, несмотря на невысокий духовный сан (диакон — одна из низших степеней православной церковной иерархии), он отметил тем, что в Послесловии начертал свое имя самыми крупными строчными буквами».4´ Следует также подчеркнуть, что Григорий сумел собрать вокруг себя мастеров-единомышленников, которые создавали миниатюры, заставки, работали над драгоценным окладом и сумели совместными усилиями создать шедевр древнерусской книжности.
__________
1’ Извод – 1. разновидность текста рукописного памятника, которая устанавливается на основании особенностей языка; 2. устаревший синоним слова ‘диалект’.
2’ См.: http://expositions.nlr.ru/ex_manus/Ostromir_Gospel/_Project/page_Manuscripts.php?izo
3’ Розов Николай Николаевич (1912 – 1993), книговед, археограф, палеограф, библиограф, хранитель древнерусских фондов Государственной Публичной библиотеки в Ленинграде. Научная деятельность связана с исследованием древнерусской литературы, подготовкой к публикации редчайших памятников рукописной книжности, отысканием и комментированием источников письменности.
4’ Розов Н.Н. Остромирово Евангелие Апракос 1056-1057 годов – старейший памятник славянской письменности и искусства книги Древней Руси // Остромирово Евангелие 1056 – 1057. – Л., М., 1988. URL: http://mmedia.nsu.ru/culture/DATA/obj3816/NEW_VIEW_2.htm