Повесть временных лет (ПВЛ) – древнейший из дошедших до нашего времени русский летописный свод1´, созданный в Киевской Руси.
Современные исследователи полагают, что древнерусское летописание в форме кратких записей о текущих событиях началось практически сразу же после принятия христианство Русью в 988 году и связано с распространением книжности. С точки зрения Д. С. Лихачева2´, при Киевской митрополии первым русским по национальности митрополитом Иларионом (автором древнейшего памятника «Слово о Законе и Благодати») был записан корпус текстов, условно называемых «Сказаниями о первоначальном распространении христианства на Руси». Ставленник великого князя Киевского Ярослава Мудрого, Иларион не получил поддержки Византии и был смещен с митрополичьего престола, после чего принял постриг в Киево-Печерском монастыре под именем Никона, после чего на основании его записей в монастыре начинает постепенно оформляться древнерусское летописание.
Самая первая редакция ПВЛ до нашего времени не дошла, но ее текст гипотетически восстанавливается на основании более поздних редакций.
Первым исследователем-текстологом ПВЛ лет был А. А. Шахматов3´, который установил, что тексты, помещенные в Лаврентьевском и Ипатьевском списках, представляют собой две разные редакции памятника, но ни одна из них не является первоначальной. Именно А. А. Шахматов на основании текстологического анализа определил объем и содержание первой редакции ПВЛ, составленной, по его мнению к 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря4´ Нестором5´ и получившей свое имя: «Се повѣсти времяньных лѣт, откуду есть пошла Руская зем(л)я, кто въ Киевѣъе нача первѣе княжити, и откуду Руская земля стала есть».
Вторая редакция ПВЛ отражена в Лаврентьевской летописи и составлена к 1116 году. Предположительно ее автором является духовник князя Владимира Мономаха6´, а сама летопись создавалась не в Киево-Печерском, а в Выдубицком монастыре7´, находившемся под патронатом Мономаха. Третья редакция читается в Ипатьевском летописном своде, она вновь создается в Киево-Печерском монастыре к 1118 году.
В ПВЛ отразился интерес русского народа к историческому прошлому своей родины. Как возникло русское государство, как оно развивалось, кто были первые русские князья – вот вопросы, которые ставил перед собой летописец. По мысли Д. С. Лихачева, философско-историческая концепция ПВЛ тесно связана с публицистической тенденцией, с актуальностью задач, решаемых летописцем. «Нестор связал русскую историю с мировой, предал ей центральное значение в истории европейских стран. Показать Русскую землю в ряду других держав мира, доказать, что русский народ не без рода и племени, что он имеет свою историю, которой вправе гордиться, – такова замечательная по своему времени цель, которую поставил себе составитель “Повести”. Повесть временных лет должна была напомнить князьям о славе и величии родины, о мудрой политике их предшественников и о исконном единстве Русской земли. Задача эта выполнена летописцем с необыкновенным тактом и художественным чутьем. Широта замысла сообщила спокойствие и неповторимость рассказу летописца, гармонию и твердость его суждениям, художественное единство и монументальность всему произведению в целом».8´
Следует отметить, что ПВЛ делится на дохронологическую и хронологическую части. В дохронологической части рассказывается о том времени развития русской земли, которое может быть восстановлено только на основании исторической народной памяти. В то же время, летописец стремится «вставить» историю своей земли в широкую раму историю человечества, поэтому начинает повествование от разделения земли между сыновьями Ноя, перечисляет все славянские племена, подробно рассказывает об их происхождении, местах расселения, передает легенды об основании Киева, о первых князьях. Для того, чтобы история Руси стала частью истории известного Нестору мира, летописец обращается к сведениям из греческих хроник и хронографов и соотносит то, что происходило в его земле с византийскими событиями. О. В. Творогов9´ замечает, что Нестор «пытается расположить максимум известных ему событий в шкале абсолютной хронологии, привлекает для своего повествования документы (тексты договоров с Византией), использует фрагменты из «Хроники Георгия Амартола» и русские исторические предания (например, рассказ о четвертой мести Ольги, легенды о «белгородском киселе» и о юноше-кожемяке)».10´ «Можно смело утверждать, – пишет о труде Нестора Д. С. Лихачев, – что никогда ни прежде, ни позднее, вплоть до XVI в., русская историческая мысль не поднималась на такую высоту ученой пытливости и литературного умения».11´
Хронологическая часть начинается с 852 (6360) года и организована в погодную сетку («В лето…»). Существует предположение, что эта форма, существенно отличающаяся от принципов изложения исторических событий в византийских хронографах, была выработана благодаря практике записей текущих событий в так называемых пасхальных таблицах. Если для средневекового хрониста важно было рассказать об истории правления того или иного византийского императора или патриарха, то для русского летописца интерес представляла история земли русской, само движение времени, на фоне которого князья воевали, святые отцы окормляли паству, а ратаи пахали и сеяли…
Важная проблема для исследователей – это принцип изложения исторических событий. Следует помнить, что летопись относится к «объединяющим» жанрам (Д. С. Лихачев) и включает в себя первичные: договоры, повести, похвалы, хожения, поучения, некрологи, плачи и т.д. Включение разнородного в жанровом отношении материала подчинено принципу погодного (по летам) изложения событий, соотнесено с политической концепцией летописца, его морально-дидактическими оценками.
В летописи можно выделить два типа повествования: погодную запись и летописный рассказ. Погодная запись сообщает о событии, но никак его не комментирует, например: «В лето 6419. Явися звезда велика на западе копейным образом»; «В лето 6474. Вятичи победи Святослав, и дань на них возложи». Напротив, летописный рассказ стремится изобразить событие, поведение героев, воспроизвести их речь. Содержанием летописных рассказов становятся рассказы как о событиях далекого прошлого, так и о современных летописцу. В связи с этим в русской летописи можно выделить легендарно-исторические повествования, тесно связанные с фольклорной традицией, и исторические повести и сказания, связанные с современными событиями.
Исследователи не раз отмечали стилистическую неоднородность летописного текста. Д. С. Лихачев показал, что стиль в древнерусской литературе весьма существенно зависит от жанра произведения. А поскольку в состав ПВЛ входят разножанровые фрагменты, то и в стилевом отношении они будут различаться.
Кроме того, на стилистические приемы летописца оказывал существенное влияние «стиль эпохи». Это понятие применительно к литературе русского Средневековья было введено Д. С. Лихачевым, который подчеркивал, что охарактеризовать «стиль эпохи» в целом весьма сложно, почти невозможно, поскольку это существенные общие тенденции в мировоззрении, литературе, искусстве, нормах общественной жизни и т.д.12´ В литературе XI-XIII веков стиль эпохи проявляется через литературный этикет.13´ Летописный стиль этого времени Д. С. Лихачев назвал стилем монументального историзма. В стиле монументального историзма ведется, например, изложение событий времени Ярослава Мудрого и его сына Всеволода.
О.В. Творогов по этому поводу пишет: «Достаточно вспомнить описание битвы на Альте, принесшей Ярославу победу над “окаянным” Святополком, убийцей Бориса и Глеба: Святополк пришел на поле боя “в силе тяжьце”, Ярослав также собрал “множество вой, и изыде противу ему на льто”. Перед битвой Ярослав молится Богу и своим убитым братьям, прося их помощи “на противнага сего убийцю и гордаго”. И вот уже войска двинулись на встречу друг другу, и “покрыша поле Летьское обои от множества вой”. На рассвете (“въсходящу солнцу”) “бысть сеча зла, яка же не была в Руси, и за рукы емлюче сечахуся, и сступитася трижды, яко по удольем [долинам, ложбинам] крови тещи”. К вечеру Ярослав одержал победу, а Святополк бежал. Ярослав вступил на Киевский престол, “утер пота с дружиною своею, показав победу и труд велик”.
Все в этом рассказе призвано подчеркнуть историческую значительность битвы: и указание на многочисленность войск, и детали, свидетельствующие об ожесточенности битвы, и патетическая концовка – Ярослав торжественно восходит на Киевский престол, добытый им в ратном труде и борьбе за “правое дело”. И в то же время оказывается, что перед нами не столько впечатления очевидца, сколько традиционные формулы, в которых описывались и другие сражения в той же “Повести временных лет” и в последующих летописях: традиционен оборот «сеча зла», традиционна концовка, сообщающая, кто “одоле” и кто “бежа”, обычно для летописного повествования указание на многочисленность войск, и даже формула “яко по удольем крови тещи” встречаются в описаниях других сражений. Словом, перед нами один из образцов “этикетного” изображения битвы».14´
Однако в ПВЛ можно увидеть отражение не только стиля монументального историзма, потому что не все явления действительности укладываются в схему «этикетных ситуаций».
Кроме того, следует учитывать, что летописи гармонично сосуществуют два пласта повествования, имеющих разное происхождение. Кроме статей, рассказывающих о событиях современности, составленных самим летописцем, мы читаем в повести рассказы о прошлых деяниях, основанные на устном предании. Это народные легенды, введенные летописцем в свое повествование: о смерти князя Олега, о мести Ольги деревлянам, о белгородском киселе, мальчике с уздечкой и пр. И здесь используется совершенно иной метод изображения событий и характеристики персонажей, который Д. С. Лихачев связывает еще с одним стилем эпохи – «эпическим».
В рассказах, основанных на народном предании, используется эффект неожиданности. В воинской повести или некрологической характеристике князя все известно заранее, действия и роли определены этикетом. В эпических преданиях читателя удивляет необычное поведение Ольги, которая готовит древлянам страшную месть и загадывает им загадки, поражает сила «середнего телом» отрока-кожемяки, побеждающего печенежского огромного и страшного богатыря.
Использует летописец и так называемую «бытовую» или сильную деталь. Это подробности, которые привлекают внимание читателя, делают его зримым: уздечка в руках мальчика, который пробирается сквозь печенежский стан, или описание того, как белгородцы варят мед. но надо сказать, что такие сильные детали встречаются у летописца и в рассказах о современных событиях. Достаточно сослаться в качестве примера на удивительную по силе воздействия на читателя «Повесть об ослеплении Василька Теребовльского».
__________
1’ Свод летописный – форма сложения древнерусских историко-литературных сочинений. В сводах соединялись свидетельства очевидцев, историческое записи, материалы из других рукописных исторических источников, в том числе переводных, а также повести, учительные слова, деловые документы.
2’ Лихачев Дмитрий Сергеевич (1906 – 1999) – советский и российский филолог, культуролог, историк литературы, искусствовед, доктор филологических наук, профессор, академик АН СССР, Председатель правления Российского фонда культуры, член Союза писателей. Автор фундаментальных работ по истории русского летописания, истории и теории русской средневековой литературы, иконописи, палеографии. Преподавал в Ленинградском государственном университете. Создатель научной школы русской литературной медиевистики. Заведующий Отделом древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР. Председатель пушкинской комиссии РАН, председатель редколлегии ежегодника «Памятники культуры. Новые открытия», возглавлял редколлегию серии «Литературные памятники». Иностранный член академий наук Болгарии, Венгрии, Сербии, член-корреспондент Австрийской, Американской, Британской, Итальянской, Геттингенской академий.
3’ Шахматов Алексей Александрович (1864 – 1920), филолог, академик Петербургской АН (1894). Труды в области славистики. Исследователь русского языка, в том числе его говоров, древнерусской литературы, русского летописания, проблемы русского и славянского этногенеза, вопросов прародины и праязыка. Заложил основы исторического изучения русского литературного языка, текстологии как науки. Труды по индоевропейским языкам (в том числе славянскому, финскому и мордовскому языкам). Редактор академического «Словаря русского языка» (1891 – 1916).
4’ Киево-Печерский монастырь – один из первых монастырей Киевской Руси. Основан во времена князя Ярослава Мудрого в 1051 году святыми Антонием и его учеником Феодосием. С монастырем связано возникновение древнерусского летописание, создание первой редакции Повести временных лет монахом Нестором. В 1688 году монастырь получил статус лавры. Киево-Печерская лавра – одна из величайших святынь православного мира, третий Удел Богородицы. В настоящее время действующий. В 1990 году Лавра внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
5’ Нестор Летописец, также Нестор Печерский, Нестор Киевский (ок. 1056 – 1114) –древнерусский летописец, агиограф конца XI – начала XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет», которая наряду с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима имеет фундаментальное значение для славянской культуры. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных.
6’ Владимир Всеволодович Мономах (в крещении – Василий, 1053 – 1125), – князь ростовский, смоленский, черниговский, переяславский, великий князь Киевский с 113 по 1125 годы., государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель. Владимир Мономах был сыном князя Всеволода Ярославича. Считается, что прозван Мономахом по родовому имени матери, которая, предположительно, была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха. С деятельностью Владимира Мономаха связано создание «Устава Владимира Мономаха» или «Устава о резах», который вошёл в состав пространной редакции «Русской Правды». В конце жизни написал «Поучение к чадам». В Русской Православной Церкви почитается как благоверный князь в соборе Всех святых в земле Российской просиявших и в соборе Киевских святых.
7’ Выдубицкий монастырь – древний монастырь в Киеве, основан между 1017 – 1077 годами Всеволодом Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого. Являлся семейным монастырем Владимира Мономаха и его потомков. В настоящее время является действующим.
8’ Лихачев Д.С. Великое наследие. – М., 1979. С.121.
9’ Творогов Олег Викторович (1928 – 2015) – советский и российский филолог, специалист в области изучения истории и текстологии средневековой русской литературы. Занимался исследованием древнерусских хронографов и летописей, опубликовал работу, посвященную лексическому составу «Повести временных лет». Многие труды посвящены проблемам подлинности Слова о полку Игореве». Специалист в области древнерусской переводной литературы, в частности, житийной.
10’ Творогов О.В. Литература Киевской Руси. X — начало XII века// История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980-1983. С.40.
11’ Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.,Л., 1947. С.169.
12’ См.: Лихачев Д.С. Развитие русской литературы Х–XVII вв.: эпохи и стили. – Л.: Наука, 1973; Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. – М.,Л., Изд-во АН, 1958.
13’ Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – 3-е изд. – М.: Наука, 1979.
14’ Творогов О.В. Литература Киевской Руси. X — начало XII века// История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980-1983.. С. 44 – 45.