Напрестольный крест для церкви Святого Спаса в городе Полоцке был изготовлен по заказу Евфросинии Полоцкой1´ в 1161 году мастером Лазарем Богшей. Имеет шестиконечную форму. Размеры: высота – 51,8 см, длина верхнего перекрестья – 14 см, нижнего – 21 см. Выполнен из кипарисового дерева. К передней поверхности прикреплена 21 золотая пластина, к оборотной стороне – 20 серебряных. Был отделан драгоценными камнями и орнаментом, передняя сторона украшена ниткой жемчуга.
На пластинах передней стороны креста была изображена иконописная композиция – великий деисус2´: на верхних концах креста – поясные изображения Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи, в центре нижнего перекрестия – четыре евангелиста, на концах – архангелы Гавриил и Михаил, в нижней части креста – изображения Евфросинии Александрийской, Софии и великомученика Георгия (покровители заказчицы и ее родителей). В перекрестии были прикреплены небольшие крестики: в верхнем – четырехконечный, в нижнем – шестиконечный. На оборотной стороне креста также были помещены образы святых – отцов церкви Иоанна Златоуста, Василия Великого Григория Назианзина, апостолов Петра и Павла, первомученика Стефана, великомучеников Димитрия и Пантелеймона. Над каждым образком имеются надписи частично греческими, частично славянскими буквами.
Крест представлял собой реликварий,3´ поэтому в его середине в четырех гнездах находились: фрагменты Креста Христова с каплями его крови, камень из гробницы Божией Матери, частица от Гроба Господня, частицы мощей сятых Стефана и Пантелеймона, кровь святого Димитрия.
На боковых торцах по спирали была выгравирована надпись, в которой сообщалось время создания, имя вкладчика и место вложения креста. Т. Г. Трофимович, исследовавшая надпись на кресте, пришла к выводу, что она вполне соответствует структуре делового документа, включает указание на время составления акта, изложение обстоятельств происходившего и краткое описание самого креста. Основная часть текста представляет собой императивную конструкцию, содержащую распоряжение о том, как должен храниться и использоваться крест. Завершается надпись клаузулой, в которую входят invocatio (обращение к Богу) subscribtio (подпись). Проведенное исследовательницей сопоставление надписи на кресте Евфросинии Полоцкой и Грамоты великого князя Мстислава Владимировича новгородскому Юрьеву монастырю 1130 года показывают формальное сходство этих документов.4´
В нижней части креста содержится приписка мастера-ювелира: «Г(оспод)и, помози рабоу своему Лазорю, нареченомоу Богъши, съдѣлавшемоу крьстъ сии црькви С(вя)таго Спаса и Офросиньи».
Крест весьма почитался в Древней Руси. Упоминание и краткое его описание встречается в Никоновской летописи (XVI века) под 7071 годом в связи с походом Ивана Грозного на Литву.
В советское время крест хранился в Минске, затем в Могилеве. Во время Великой Отечественной войны был утрачен и до сих пор не обнаружен.
В 1991 году брестский ювелир Николай Кузьмич изготовил полноразмерную копию реликвии в честь празднования 1000-летия полоцкой епархии.
Крест иногда используется в качестве национального символа Беларуси.
___________
1’ Ефросиния Полоцкая, преподобная (около 1104 – 1174) – в миру Предслава, дочь князя Святослава-Георгия, внука Полоцкого князя Всеслава Брячиславича. По благословению епископа Илии основала в загородном Сельце, подворье Полоцких епископов, Спасо-Преображенский женский монастырь и была назначена его игуменьей. В конце жизни совершила паломничество в Святую землю, где и скончалась в иерусалимском русском монастыре Пресвятой Богородицы.
2’ Деисус (греч. δέησις — прошение, моление), или Деисис — икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа, а справа и слева от него – Богоматери и Иоанна Крестителя.
3’ Реликварий (лат. Reliquarium, от reliquiae) – вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение (например, частиц мощей святых).
4’ Трофимович Т.Г. Надпись на кресте Евфросинии Полоцкой 1161 года как памятник древнерусской деловой письменности URL: http://elib.bspu.by/bitstream/doc/13285/1/ТРОФИМОВИЧ_Витебск.pdf