Мстиславово Евангелие – одна из древнейших русских книг. Написана на пергамене, в полный лист (35,3 х 28,6 см). Содержит 213 листов. Имеются многочисленные заставки. Написано уставом, двумя писцами. Украшено четырьмя миниатюрами с изображениями евангелистов, которые скопированы из Остромировна Евангелия. Согласно приписке на л.212 об. – 213, писцом был Алекса, сын пресвитера Лазаря, автором миниатюр – золотописец Жаден.
В приписке указан и заказчик новгородский князь Мстислав, внук Всеволода, сын Владимира Мономаха1´. По времени княжения Мстислава Владимировича2´ производится датировка памятника – не позднее 1117 года, так как Мстислав-Феодор, сын Мономаха, был новгородским князем в 1095 – 1117 года, а с 1125 года – князем киевским. Будучи киевским князем, Мстислав заказал в Константинополе для этой книги не дошедший до нашего времени драгоценный оклад, о чем имеется запись XII века на л.213 о некоем Наславе, который возил рукопись в Византию и вернулся в Киев 20 августа не указанного года. По распоряжению Ивана Грозного Евангелие было отреставрировано и вожено в новый оклад в 1551 году, после чего его поместили в Архангельский собор Московского Кремля. А 1893 году памятник был перемещен в собрание Синодальной ризницы. В 1919 году Мстиславово Евангелие было передано в Синодальное собрание Государственного исторического музея, где и хранится в настоящее время (шифр: ГИМ, Син. 1203).3´
По содержанию Мстиславово Евангелие представляет собой полный апракос4´: чтения, начиная с Пасхи, кончая субботой страстной недели – л. 1-162; месяцеслов – л. 163-206; евангелия воскресные утренние – л. 206 об.-212 и на особые случаи – л. 212-212 об. Рукопись является древнейшим списком так называемой «русской редакции» перевода евангельского текста. Большинство древнерусских евангельских рукописей XII – XIV содержат текст, восходящий к Мстиславову Евангелию.
Наиболее полное исследование рукописи принадлежит Л. П. Жуковской.5´ С искусствоведческим комментарием можно познакомиться в работе Г. С. Колпаковой.6´
__________
1’ Владимир Всеволодович Мономах (в крещении – Василий, 1053 – 1125), – князь ростовский, смоленский, черниговский, переяславский, великий князь Киевский с 113 по 1125 годы., государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель. Владимир Мономах был сыном князя Всеволода Ярославича. Считается, что прозван Мономахом по родовому имени матери, которая, предположительно, была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха. С деятельностью Владимира Мономаха связано создание «Устава Владимира Мономаха» или «Устава о резах», который вошёл в состав пространной редакции «Русской Правды». В конце жизни написал «Поучение к чадам». В Русской Православной Церкви почитается как благоверный князь в соборе Всех святых в земле Российской просиявших и в соборе Киевских святых.
2’ Мстислав Владимирович (в крещении – Феодор, в Западной Европе был известен как Гаральд; 1076 – 1132) – сын Владимира Мономаха и английской принцессы Гиты Уэсекской; княжил в Новгороде, Ростове, Белгороде, с 1125 года (после смерти Мономаха) – великий князь Киевский. В время княжения в Новгороде способствовал расширению и укреплению города, основал монастырь святого Пантелеймона. В период великого княжения участвовал во многочисленных военных походах с целью расширения своих владений. Годом смерти Мстислава Владимировича часто датируют Распад древнекиевского государства на отдельные княжества. С именем Мстислава Владимировича связана древнейшая русская грамота (Мстиславова или Юрьева грамота) и называемое Мстиславово Евангелие, созданное по заказу князя не позднее 1117 года в Новгороде. Традиция называть Мстислава Владимировича «Великим» в летописях не зафиксирована, была введена В. Н. Татищевым. Князь Мстислав Владимирович почитается как святой Русской Православной Церкви в Соборе новгородских святых.
3’ Подробнее о Мстиславовом Евангелии см. на сайте Государственного исторического музея. URL: http://nav.shm.ru/exhibits/1598/
4’ Апракос (др.-греч. ἄπρακτος – не-делающий, не-дельный, праздничный), или недельное Евангелие / Апостол, богослужебное Евангелия / апостол – это разновидность Евангелия или Апостола, в которой текст организован не в каноническом порядке, установленном на Лаодикийском соборе, а согласно церковного календарю, сообразно с недельными церковными чтениями. Апракосное чтение представляли собой многие древнейшие славянские евангельские рукописи, в том числе Саввина книга, Остромирово евангелие.
5’ Жуковская Лидия Петровна (1920 – 1994) – советский и российский лингвист, славист, историк древнерусского языка, палеограф. Доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института русского языка АН СССР, главный научный сотрудник РГБ, лауреат Государственной премии РСФСР. О Мстиславовом Евангелии см.: Жуковская Л.П. Апракос Мстислава великого. – М., 1983.
6’ Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси: Домонгольский период. – М., 2007.