Слово о полку Игореве проблема атрибуции

Гибель рукописи «Слова о полку Игореве» московском пожаре 1812 года создают существенные трудности при ее атрибуции, то есть определении места и времени написания произведения, а также определение ее автора.

Признание подлинности «Слова о полку Игореве» закономерно выдвигает вопрос о времени его написания. Несомненно, проблема датировки поэмы теснейшим образом связана с определением тех целей и задач, которые ставил перед собой безымянный автор. Слушателей можно познакомить с двумя наиболее распространенными гипотезами.

Рыбаков Борис Александрович (1908 – 2001)

Академик Б. А. Рыбаков1´ в книге «Русские летописцы и автор “Слова о полку Игореве”» (1972)2´ полагает, что это произведение было откликом на конкретные события лета 1185 году и содержало призыв к защите Руси от нависшей угрозы. Оно могло быть написано только в 1185, так как в 1186 году было уже бесполезно – о половцах ничего не было слышно.

1187 гож также следует исключить, потому что в поэме нет обращения к Владимиру Глебовичу Переяславскому, который в мае-июне 1185 года был тяжело ранен. В неспокойном 1187 году этот князь почувствовал себя в силах принять участие в походе против половцев, но неожиданно 18 апреля скончался. «Слово» не содержат призыва к Владимиру Глебовичу как к участнику похода, Б. А. Рыбаков полагает, что поэма исполнялась «в Киеве при дворе великого князя по случаю приема необычного гостя, нуждавшегося во всеобщей поддержке, – князя Игоря, только что вернувшегося из плена». «Слово» заключало в себе призыв к консолидации сил в борьбе с общим врагом.

Демкова Наталья Сергеевна (1932 – 2018)

Вторая гипотеза основана на той же методологической позиции страстной публицистичности автора и приуроченности поэмы каким-то важным политическим событиям. Автор этой гипотезы Н. С. Демкова3´ обратила внимание на гиперболизированное изображение киевского князя Святослава, его мощи, которой тот на самом деле не обладал. Этот образ по общим принципам создания сближается с посмертной княжеской похвалой в летописях.

Исследовательница предполагает, что «Слово» было создано после смерти Святослава в июле 1194, но не позднее мая 1196 года, когда умер брат Игоря Всеволод, которому в конце памятника провозглашается здравица.

Автор спустя десятилетие вспоминает поход Игоря, потому что призыв к единению русских князей был необыкновенно актуальной темой в 1194-1196 годах. В это время разразилась распря; между Рюриком Ростиславичем и Ольговичами за киевский престол, причем Рюрик призывает на помощь кочевников. Неудивительно, что вопрос половецкой опасности волнует русского книжника.4´

«Слово с полку Игореве» ярко и глубоко отражает личность своего создателя, его политическое, историческое мировоззрение, эстетические представления, даже социальное происхождение. Очевидно, автор поэмы не был князем, так как он обращается к князьям как к «господам» («Стреляй, господине, Кончака, поганого кощея»). Он очень хорошо знает воинское вооружение, приемы ведения боя. Это выдает в нем «сведомого къметя» – опытного воина, который, судя по всему, принадлежал к старшей дружине, то есть к боярству. В пользу этого свидетельствует его свобода обращения к князьям-современникам и к их предкам.

Николай Рерих. Поход Игоря. 1942. Илл. из открытого источника: http://ucrazy.ru/foto/1459864433-russkaya-istoriya-v-kartinah-chast-2-kreschenie-rusi-x-xii-veka.html

Автор поэмы не может быть представителем духовенства, потому что для его мировоззрения характерна так называемая религиозная индифферентность. По вероисповеданию он явно христианин, но мыслит не так, как церковные писатели. Автор наполняет поэму анимистическим одухотворением природы, все события прошлого и настоящего он объясняет реальными причинами, а не божественным предопределением. «Слово» широко использует образы богов языческого пантеона. Но автор и не язычник. Хорс, Стрибог, Жля, Карна и др. лишь олицетворяют силы природы.

Создатель поэмы был человеком широко образованным. Содержание памятника позволяет говорить о знакомстве автора с первой русской летописью – Повестью временных лет. Он широко осведомлен в области народных преданий и, в частности, в историческом эпосе, ибо только из былин и исторических песен автор мог почерпнуть сведения о событиях, не зафиксированных в летописи, только народная память могла сохранить их.

Автор «Слова» – плоть от плоти народной. Он выражает взгляды и стремления массы тружеников-русичей, «ратаев», которые страдали от княжеских усобиц и связанных с ними половецких набегов. Идеи единения объективно больше отвечали стремлениям простых людей, чем интересам феодалов в обстановке быстро развивающегося процесса дробления Киевского государства. С болью в сердце говорит автор о бедах, постигших Русь после поражения Игоря, гневно обличает он зачинщиков усобиц, не поддерживая ни одну из враждующих сторон. Ссорящиеся князья виноваты в том, что «ретко ратаеве кикахуть, но часто врани граяхуть, трупиа себе деляче, а галици свою речь говоряхуть, хотять полетети на уедие», «погибашеть жизнь Даждьбожа внука».

Автор видит выход из создавшегося положения в укреплении сильной централизованной власти. Это вовсе не идеи самодержавного централизма, это ностальгия по прошедшим временам Владимира Святого и Ярослава Мудрого и одновременно выражение народного политического мышления. Сильная княжеская власть нужна была народу, потому что только так можно было создать надежный щит на границе Руси с Диким полем и ограничить произвол мелких феодалов, которые нещадно эксплуатировали крестьян.

Киевский князь в конце XII в. уже утратил былое могущество. Но автор поэмы обращается именно к нему как к великому и грозному повелителю, ибо Киев оставался историческим центром Руси, с которым были связаны народные чаяния о восстановлении прежнего единства, Киев и великие киевские князья идеализировались и воспевались в былинах.

Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880. Илл. из открытого источника: http://ucrazy.ru/foto/1459864433-russkaya-istoriya-v-kartinah-chast-2-kreschenie-rusi-x-xii-veka.html

Многие исследователи «Слова о полку Игореве» пытались найти конкретное историческое лицо – автора поэмы.

Н. Головин еще в 1846 г. называл автором Галицкого книжника Тимофея, упоминаемого в летописи под 1205 г.

Орловец И. Новиков полагал, что «Слово» мог написать только человек, знавший Игоря по половецкому плену. Рассматривая лиц, находившихся вместе с Игорем в плену (Овлур, сын тысяцкого, конюший, поп), писатель отдает предпочтение сыну тысяцкого и моделирует книжника Тимофея Рагуйловича.

А. Югов в качестве создателя поэмы называл некоего «словутьнаго певца Митусу», упоминаемого в Галицкой летописи под 1241 г.

Н. П. Сидоров критиковал эти гипотезы и отверг их. Тимофей не может быть автором «Слова», так как он был церковным начетчиком и известен как автор притч об антихристе, то есть его мировоззрение не тождественно мировоззрению создателя поэмы. Слово же «митуса» переводится как певец, регент и именем человека не является.

В. Г. Федоров отдал авторство тысяцкому Рагуилу Добрыничу, который тоже находился вместе с Игорем в плену.

В качестве автора «Слова» называли и самого Игоря Святославича, и князя Владимира Святославича и даже дочь князя Святослава Всеволодовича по имени Болеслава.

Все эти гипотезы нельзя воспринимать всерьез, так как неизвестны ни взгляды этих людей, ни наличие у них литературных способностей.

Василий Перов. Плач Ярославны. 1881. Илл. из открытого источникам: https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1647-plach-yaroslavny-perov-1881.html

Наиболее основательна гипотеза академика Б. А. Рыбакова. Ученый задается вопросом: кому симпатизирует автор, на чьей стороне он выступает в своих взволнованных размышлениях? Еще Н. К. Гудзий отмечал, что автор «Слова» не был сторонником или апологетом Игоря. Он защищал его лишь потому, что «Игоря невыгодно было изображать с явно отрицательной стороны» при выполнении задачи организации общего похода против половцев. «Чтобы успешнее, объединить князей, нужно было внушить им жалость к разгромленному Игорю». Б. А. Рыбаков соглашается с точкой зрения Н. К. Гудзия и конкретизирует ее. Он считает, что «Слово» было исполнено в Киеве, куда Игорь приехал просить помощи. По мысли ученого, автор был киевлянином, и поэма прозвучала на пиру у Святослава.

Б. А. Рыбаков высказывает предположение об идентификации автора поэмы с летописцем Петром Бориславичем.5´ Этому лицу приписывают ряд летописных фрагментов, на основании которых можно судить о его политических взглядах, особенностях языка и стиля. Между автором «Слова» и Петром Бориславичем ученый находит определенную общность. Однако, заканчивает свои рассуждения Б. А. Рыбаков напоминанием о том, что его предположение нуждается в дополнительной проверке, достоверно доказать его истинность невозможно. Надо сказать, что эта точка зрения была признана достаточно убедительной в научном сообществе.

__________

1 Рыбаков Борис Александрович (1908 – 2001) – советский и российский археолог, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси. Академик РАН (1991; действительный член АН СССР с 1958 года). Герой Социалистического Труда (1978). Один из самых влиятельных деятелей советской историографии. Б. А. Рыбаков был крупным археологом. Его научная деятельность началась с раскопок вятических курганов в Подмосковье. Он проводил масштабные раскопки в Москве, Великом Новгороде, Звенигороде, Чернигове, Белгороде Киевском, Тмутаракани, Путивле, Александрове и многих других местах. Им были целиком раскопаны древнерусские замки Любеч и Витичев, что дало возможность реконструировать облик небольшого древнерусского города. На этих раскопках учились «ремеслу» сотни будущих историков и археологов. Всю свою жизнь Рыбаков придерживался антинорманистских убеждений. К числу наиболее спорных построений Рыбакова относятся попытки произвести славян от скифов-пахарей, живших в Причерноморье ещё во времена «отца истории» Геродота (V век до н. э.). В монографии «Киевская Русь и русские княжества XII–XIII веков» (1982) он отнёс начало истории славян к XV веку до нашей эры. В Змиевых валах историк видел свидетельство столкновения славян с киммерийцами, которые, по общепринятой точке зрения, покинули Причерноморье за тысячу лет до появления там славян.

2 Рыбаков Б.А. Русские летописцы и автора «Слова о полку Игореве – М., 1972.

3 Демкова Наталья Сергеевна (1932 – 2018) – советский и российский литературовед, палеограф, археограф, автор более 100 научных работ, посвященных проблемам истории и текстологии древнерусской литературы. Доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

4 Демкова Н.С. К вопросу о времени написания «Слова о полку Игореве» // Вестник ЛГУ. №14. Серия: История, язык и литература. 1973. Вып.3. С.72 – 77.

5 Рыбаков Б.А. Петр Бориславич. Поиск автора «Слова о полку Игореве». – М., 1991.

Проект Русский язык: через прошлое в будущее 2019