Теории происхождения славян

В наши дни на земном шаре проживает примерно 300-350 миллионов славян, причем большая их часть составляет население Европы. Однако до сих пор в науке нет единого мнения о том, где находилась прародина славян и где зародился славянский язык.

Попробуем разобраться во всем многообразии теорий происхождения славян.

Все существующие точки зрения можно разделить на миграционные1´ и автохтонные2´ теории.

Миграционные теории происхождения славян

Дунайская (балканская, дунайско-балканская) теория.

Считается, что впервые она была описана в первой русской летописи «Повести временных лет» знаменитым древнерусским  книжником Нестором3´ (XII век). Расселение славянских племен по его версии начинается с нижнего течения Дуная. Чешские и польские хронисты XIII-XIV веков также придерживались этой точки зрения.

В  XIX-XX веках «дунайскую прародину» славян признавал С. М. Соловьев.4´  Его ученик историк О. В. Ключевский5´ отмечал, что славяне мигрировали с Дуная в Прикарпатье, а Карпаты стали «общеславянским гнездом», из которого «славяне разошлись в разные стороны». Восточные славяне в дальнейшем продолжают мигрировать на восток и северо-восток.

О.Н. Трубачев6´ в 80-90-х годах прошлого века сформулировал так называемую «неодунайскую» теорию. Местом первичного расселения славян исследователь считаем Среднее Подунавье. Затем в  I веке нашей эры славяне оказались вытеснены кельтами и уграми на север (Повисленье) и на восток (Поднепровье). Но уже в середине I тысячелетия нашей эры славяне вновь возвращаются в Подунавье, на Балканы. По концепции О.Н. Трубецкого «движение славян на юг было возвратным». Данная точка зрения имеет лингвистическую и экстралингвистическую аргументацию. Передвижение славян на север, а затем на юг соответствует общей картине переселения народов в Европе. Именно у южных славян ранее всего появилось самоназвание ‘словене’, которое постепенно было принято в трудах византийских историков и готского историка Иордана в VI в. (склавины). Западные и восточные славяне в тех же трудах именуются венедами и антиами. Этноним ‘славяне’ О.Н. Трубецкой соотносит с лексемой ‘слово’ трактует самоназвание народов как ‘ясно говорящие’, то есть говорящие на понятном языке.

Скифо-сарматская теория.

Согласно этой теории праславяне некогда жили на территории Передней Азии близ Черного моря и назывались скифами, сарматами и роксоланами. С течением времени они мигрировали на юго-запад и запад. Лингвистические основания в данной гипотезе отсутствуют. В наши дни эта гипотеза всерьез не рассматривается, хотя имеет некоторых сторонников.

Впервые гипотеза была высказана в Баварской хронике XIII века7´ и поддержана многими хронистами в Западной Европе. Гипотеза в основном базируется на сведениях и полумифологических представлениях античных историков, а также информации о местах расселения и кочевания скифов и сарматов. Приверженцем происхождения славян от сарматов был английский историк Эдвард Гиббон8´. Эти положения получили развитие в европейской исторической науке (в частности, в трудах польских историков Яна Длугоша9´ и Матея Стрыйковского10´; позднее эти мотивы нашли отражение в польском сарматизме).11´

Среди русских историков эта концепция нашла отражение в трудах В. Н. Татищева12´, который, очевидно, полагал, что сарматы и славяне не являются одним и тем же народом, но первые были ассимилированы вторыми.

Идею происхождения славян от сарматов разделял М. В. Ломоносов13´, который в «Кратком Российском летописце» отмечал: «Славяне и чудь по нашим, сарматы и скифы по внешним писателям были древние обитатели в России. Единородство славян с сарматами, чуди со скифами для многих ясных доказательств неспоримо»14´.

Автохтонные теории происхождения славян

Прибалтийская теория.

Прибалтийская гипотеза, или идея двух славянских прародин, была предложена известным историком и ученым А. А. Шахматовым15´ в конце XIX – начале ХХ вв. Две славянские прародины – это, во-первых, район, в пределах которого сложился праславянский язык (первая прародина), и, во-вторых, район, который праславянские племена занимали накануне расселения по Центральной и Восточной Европе (вторая прародина). А. А. Шахматов исходит из того, что изначально из индоевропейской группы выделилась балто-славянская общность, являвшаяся автохтонной на территории Прибалтики. После распада этой общности славяне заняли территорию между нижним течением Немана и Западной Двины (первая прародина). Именно здесь сложился, по его мнению, праславянский язык, который в дальнейшем лег в основу всех славянских языков. В связи с великим переселением народов германцы в конце II веке нашей эры продвигаются на юг и освобождают бассейн реки Вислы, куда и приходят славяне (вторая прародина). Здесь славяне разделяются на две ветви: западную и восточную. Западная ветвь продвигается в район реки Эльбы и становится основой для современных западнославянских народов; южная ветвь после распада империи гуннов (вторая половина V века нашей эры) разделилась на две группы: одна из них заселила Балканы и Дунай (основа современных южнославянских народов), другая – Днепр и Днестр (основа современных восточнославянских народов). С его точки зрения, предки славян проживали в районе бассейна Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Затем они стали называть себя венедами, мигрировали к Нижней Висле. Последняя и стала так называемой второй прародиной славян. И лишь через несколько десятков лет образовались ветви восточных и южных славян.

Висло-одерская теория.

С точки зрения сторонников данной теории праславяне должны быть соотнесены с племенами лужицкой культуры бронзового или начала железного века, и, соответственно, славянский народ возникает на территории междуречья Вислы и Одера. Гипотеза базируется не на лингвистических, а на археологических основаниях. Так, российский археолог В. В. Седов16´ предложил соотнести с праславянами культуру подлёшевых погребений, обнаруженную в бассейнах среднего и верхнего течения Вислы и Варты (притока Одера) и относящуюся к V–VI векам до нашей эры (Седов В.В. Этногенез ранних славян // Вестник РАН. Т. 73, № 7. 2003. С. 594 – 605. URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/JOURNAL/VRAN/03_07/SEDOV.HTM)

Одеро-днепровская теория.

Согласно этой теории, праславянские племена почти одновременно появились на огромных просторах от Одера на западе до Днепра на востоке, от Припяти на севере до Карпатских и Судетских гор на юге. При этом первославянскими считаются: тшинецкая культура XVII—XIII вв. до н. э.; тшинецко-комаровская культура XV—XI вв. до н. э.; лужицкая и скифские лесостепные культуры XII VII вв. до н. э.

Сторонниками одеро-днепровской теории являются некоторые польские историки, а России – Б. А. Рыбаков17´, чья концепция в то же время близка висло-одерской теории и основана на единстве территорий обитания славянского этноса на протяжении двух тысячелетий: от Одера на западе до левобережья Днепра на востоке.

Б. А. Рыбаков выделяет пять этапов истории славян, начиная с эпохи бронзы – XV века до нашей эры. Первый этап связан с тшинецкой культурой (XV-XIII вв. до н.э.). Область ее распространения – от Одера до левобережья Днепра – была «первичным местом объединения и формирования впервые отпочковавшихся праславян … эта область может быть обозначена несколько туманным словом прародина»18´.

На втором этапе – лужицко-скифском (XII-III века до нашей эры) славяне были представлены несколькими культурами: лужицкой, белогрудовской, чернолесской и скифскими лесостепными. Племена лесостепных скифских культур, занимавшиеся земледелием, были славянами, объединенными в союз под именем сколотов. Падение лужицкой и скифских культур привело к восстановлению славянского единства и переходу к третьему этапу истории праславян, продолжавшемуся со II века до нашей эры по II век нашей эры. Праславяне были представлены двумя близкими между собой культурами: пшеворской и зарубинецкой, чьи территории простирались от Одера до левобережья Днепра. Четвертый этап, именуемый пшеворско-черняховским, датируется II-IV века нашей эры и характеризуется усилением влияния Римской империи на славянские племена. Пятый этап – пражско-корчакский, датируется VI-VII вв., когда после падения Римской империи восстанавливается славянское единство.

Висло-днепровская теория.

По мнению М. Фасмера (Германия), Ф. П. Филина, С. Б. Бернштейна (Россия), В. Георгиева (Болгария), Л. Нидерле (Чехия), К. Мошиньского (Польша) и др., прародина славян располагалась между средним течением Днепра на востоке и верховьями Западного Буга и Вислы на западе, а также от верховий Днестра и Южного Буга на юге до Припяти на севере, то есть это территория современной северо-западной Украины, южной Белоруссии и юго-восточной Польши.

Чешский исследователь Л. Нидерле19´ считает, что место славянской прародины может быть определено только предположительно и высказывает предположение о принадлежности к славянам таких племен, как невры, будины, скифы-пахари. На основании сообщений историков римского времени и данных языкознания, в частности топонимики, исследователь Л. Нидерле очень осторожно очерчивает область славянского расселения в начале I тысячелетия нашей эры. По его мнению, она находилась к северу и северо-востоку от Карпат, на востоке достигала Днепра, а на западе – верховьев реки Варты. При этом он отмечает, что западные границы славянского ареала, возможно, придется передвинуть к реке Эльбе, если будет доказана славянская принадлежность могильников – полей погребений лужицко-силезского типа (Нидерле Л. Славянские древности. – М., 2000. URL: https://www.litmir.me/br/?b=192220&p=1#section_1).

Ф. П. Филин20´ определяет область расселения славян в начале нашей эры между Западным Бугом и Средним Днепром. Опираясь на лингвистические и экстралингвистические данные, исследователь предлагает периодизацию развития языка праславян.

Первый этап (до конца I тысячелетия до нашей эры) – начальная стадия формирования основы славянской языковой системы.

На втором этапе (от конца I тысячелетия до нашей эры до III-IV веков нашей эры) – в праславянском языке происходят серьезные изменения в фонетике, эволюционирует его грамматический строй, развивается диалектная дифференциация.

Третий этап (V-VII века) совпадает с началом широкого расселения славян, что в конечном счете привело к делению единого языка на отдельные славянские языки. Эта периодизация во многом соответствует основным этапам исторического развития ранних славян, восстанавливаемого на основе данных археологии.

Дальнейшее расселение славян из висло-днепровской района происходило, по мнению С. Б. Бернштейна21´, на запад до Одера, на север до озера Ильмень, на восток до Оки, на юг к Дунаю и Балканам. Поддерживая гипотезу А. А. Шахматова о первоначальном разделении славян на две группы – западную и восточную, исследователь указывает, что из последней на определенном этапе выделились восточная и южная группы, чем и объясняется большая близость восточнославянских и южнославянских языков и некая обособленность, особенно фонетическая, западнославянских.

____________

1´ Миграционные теории – научные теории, описывающие условия, причины и результаты перемещения значительных групп населения в пространстве в историческом, социологическом, политологическом и экономическом аспектах.

2´ Автохтонный – местный, коренной; происходит от древнегреческого ‘autochtones’ (αὐτός  –‘сам’ + χθών –‘земля’), что означает ‘принадлежащий по происхождению данной территории’.

3´ Нестор Летописец, также Нестор Печерский, Нестор Киевский (ок. 1056 – 1114) –древнерусский летописец, агиограф конца XI – начала XII веков, монах  Киево-Печерского монастыря. Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет», которая наряду с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима имеет фундаментальное значение для славянской культуры. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных.

4´ Соловьев Сергей Михайлович (1820 – 1879) русский историк; профессор Московского университета (с 1848), ректор Московского университета (1871–1877), ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по отделению русского языка и словесности (1872), тайный советник.

5´ Ключевский Василий Осипович (1841 – 1911) – российский историк, ординарный профессор Московского университета, заслуженный профессор московского университета, ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук по истории и древностям русским (1900), председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, тайный советник.

6´ Трубачёв Олег Николаевич (1930 – 2002) – советский и российский лингвист-славист, исследователь этимологии славянских языков и славянской ономастики; специалист в области сравнительно-исторического языкознания, лексикограф. Доктор филологических наук, член-корреспондент АН СССР (1972), академик РАН (1992).

7´ Баварская хроника императоров и пап (лит: Chronicon imperatorum et pontificum Bavaricum) содержит историю императоров (перечислены до 1291 г.) и пап (до 1238 г.). Анонимный автор ведет повествование, начиная с библейской истории человечества и сообщает сведения о европейских народах, среди которых упоминает русов. Сохранилась в рукописи XIV в.

8´ Гиббон Эдвард (1737 – 1794), английский историк, автор «Истории упадка и разрушения Римской империи» (1776 – 1788).

9´ Длу́гош Ян (1414 – 1480) – польский историк и дипломат, крупный католический иерарх, автор «Истории Польши» в 12 томах.

10´ Стрыйко́вский Мате́й (1547 – между 1586 и 1593) – польский историк, поэт и писатель и дипломат, католический священник (капеллан). Первый историограф Великого княжества Литовского. Его труд «Описание европейской Сарматии» (польск.«Sarmatiae Europeae descriptio») был издан в 1578 году под именем Александра Гваньини. Авторство Стрыйковского было подтверждено королевским судом.

11´ Сармати́зм (польск. Sarmatyzm) — шляхетская идеология, доминировавшая в Речи Посполитой в XVIXIX веках. Сарматизм возводил шляхту к древним сарматам, отделяя тем самым себя от массы простолюдинов (славян и литовцев).

12´ Татищев Василий Никитич (1686 – 1750) – российский историк, географ, экономист и государственный деятель; автор первого капитального труда по русской истории – «Истории Российской», основатель Ставрополя (ныне Тольятти), Екатеринбурга и Перми. Вторая редакция «Истории Российской» была издана через 18 лет после его смерти, при Екатерине II в 1768 году. Первая редакция «Истории Российской», написанная «древним наречием», была впервые издана только в 1964 году.

13´ Ломоносов Михаил Васильевич (1711 – 1765). Первый великий русский учёный-естествоиспытатель мирового уровня. Статский советник, профессор химии (1745), действительный член Санкт-Петербургской Императорской академии наук (1745) и почётный член Королевской Шведской академии наук.

14´ Ломоносов М. В. Краткий Российский летописец с родословием. Сочинение Михаила Ломоносова // Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений / АН СССР. — М.; Л., 1950—1983. Т. 6: Труды русской истории, общественно-экономическим вопосам и географии. 1747—1765 гг. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. — С. 293.

15´ Шахматов Алексей Александрович (1864 – 1920), филолог, академик Петербургской АН (1894). Труды в области славистики. Исследователь русского языка, в том числе его говоров, древнерусской литературы, русского летописания, проблемы русского и славянского этногенеза, вопросов прародины и праязыка. Заложил основы исторического изучения русского литературного языка, текстологии как науки. Труды по индоевропейским языкам (в том числе славянскому, финскому и мордовскому языкам). Редактор академического «Словаря русского языка» (1891 – 1916).

16´ Седов Валентин Васильевич (1924 – 2004) – советский и российский археолог-славист, заведующий отделом полевых исследований Института археологии РАН, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН (1997), действительный член РАН (2003) и академик АН Латвии (1994). Внёс значительный вклад в исследование этногенеза славян.

17´ Рыбаков Борис Александрович (1908 – 2001) – советский и российский археолог, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси. Академик РАН (1991; действительный член АН СССР с 1958 года). Герой Социалистического Труда (1978). Один из самых влиятельных деятелей советской историографии.

18´ Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. — М., 1981. С. 221.

19´ Нидерле Любор (1865 – 1944) – чешский археолог, этнограф, историк-славист и антрополог, профессор Карлова университета, член Чешской академии наук и искусств. Занимался первобытной и античной, а затем славянской археологией. В 1893 году вышла книга «Человечество в доисторические времена», где изложена археология Европы от палеолита до эпохи средневековья включительно. В 1902 – 1934 годах опубликовал знаменитый труд «Славянские древности», в котором представил масштабный свод известной о славянах информации.

20´ Филин Федот Петрович (1908 – 1982) – советский лингвист, славист, профессор, член-корреспондент АН СССР (1962). Автор трудов по истории восточнославянских языков, диалектологии, лексикологии и лингвистической географии, выдержанных в духе традиционного сравнительно-исторического языкознания XIX века. В 1968–1982 годы возглавлял Институт русского языка АН СССР, а в 1971—1982 годы журнал «Вопросы языкознания». Руководил рядом масштабных научно-издательских проектов, в частности Диалектологическим атласом русского языка, Большим академическим словарём и Словарём русских народных говоров. Лауреат Ленинской премии за академический словарь и премии имени А. С. Пушкина АН СССР за монографию «Происхождение русского, украинского и белорусского языков. Историко-диалектологический очерк».

21´ Бернштейн Самуил Борисович (1910 – 1997) – советский и российский лингвист-славист, балканист, диалектолог, специалист по болгарскому языку, лингвистической географии. Доктор филологических наук, профессор. Автор мемуаров, историк науки. Иностранный член Болгарской и Македонской академий наук. Автор более 400 печатных работ, в том числе более 20 монографий, учебников и словарей. Из них наиболее заметны неоконченный, но весьма подробный «Очерк сравнительной грамматики славянских языков» (ч. 1, 1961, ч. 2, 1974), а также историко-филологическая монография «Константин-философ и Мефодий» (1984).

 
 

Проект Русский язык: через прошлое в будущее 2019