Тьмутараканский камень – это мраморная плита с надписью на древнерусском языке, который был найден в 1792 году на Таманском полуострове адмиралом П. В. Пустошкиным при препровождении черноморских казаков на Тамань. Ныне хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Камень и надпись на нем можно считать свидетельством проведения гидрографических работ в Древней Руси.
Текст надписи:
Перевод:
В лето 6576 (1068) индикта 6 Глеб князь мерил море по льду от Тмутаракани до Корчева – десять тысяч и четыре тысячи сажен.
Надпись впервые была опубликована в 1794 году А. И. Мусиным-Пушкиным,1´ первым исследователем выступил А. Н. Оленин.2´ Это положило начало развитию русской эпиграфики3´ и палеографии.4´
Надпись на Тьмутараканском камне, несомненно, уникальна по своей древности, что послужило поводом для споров о ее подлинности, которые продолжались до недавнего времени.
Одним из несомненных доказательств подлинности памятника явилось открытие археологами на месте обнаружения камня остатков летописного города – древней Тмутаракани. Расстояние, указанное в тексте – 14 000 маховых сажен (или 24 км), совпадает с расстоянием между центральными храмами Тмутаракани – церкви Пресвятой Богородицы (остался только фундамент) и Корчева (церковь Святого Иоанна Предтечи).
Тем не менее, даже в XX веке высказывались сомнения в подлинности археологического памятника и надписи на нем. Так, ленинградский краевед и историк М. И. Успенский5´ считал камень подделкой предположительно самого А. И. Мусина-Пушкина. Французский славист Андре Мазон6´ поддержал мнение исследователя, опубликовав в 1956 году его неоконченную работу 1925 года «Небольшие исторические данные о происхождении “Слова о полку Игореве” и Тмутараканского камня».
Действительно, интерес к памятнику подогревался еще и тем обстоятельством, что в «Слове о полку Игореве», по поводу подлинности которого Луи Леже и Андре Мазон высказывали серьезные сомнения, упоминается «тмутараканский болван».
Научная дискуссия была исчерпана после работ выдающегося эпиграфиста А. А. Медынцевой,7´ которая доказала подлинность надписи в своей монографии «Тмутараканский камень» (1979). Кроме палеографических и археологических доказательств исследователь обратился и филологическим аспектам исследования надписи. Ею были обнаружены аналоги в берестяных грамотах XI-XII вв., киевских и новгородских граффити. Эти источники еще не были известны первым исследователям и публикаторам Тмутараканской надписи, они не могли подделать правила грамматики древнерусского языка того времени, поскольку они были не изучены в конце XVIII – начале XIX веков.
____________
1´ Мусин-Пушкин Алексей Иванович (1744 – 1817) – граф, русский государственный деятель, археограф, историк, собиратель рукописей и древностей. Член Российской Академии наук, президент академии художеств, обер-прокурор Святейшего Синода. С 1775 года начал собирательскую деятельность и занялся историческими исследованиями. В своих начинаниях получил поддержку Екатерины II, которая назначила его обер-прокурором Святейшего Синода и повелела собирать древние рукописи и старопечатные книги во всех церквах и монастырях России, что давало Мусину-Пушкину неограниченные возможности в исторических изысканиях и собирательской деятельности. К 1793 году в его коллекции было 1725 рукописей. Вокруг Мусина-Пушкина формируется кружок единомышленников, которые также занимаются активным изучением российских древностей – Н. Н. Бантыш-Каменский, А. Ф. Малиновский, Йозеф Добровский, а также Н. М. Карамзин. Благодаря их стараниям был подготовлен к изданию ряд уникальных памятьников, в том числе «Поучение» Владимира Мономаха и «Слово о полку Игореве». В 1807 году Н. Н. Бантыш-Каменский убедил Мусина-Пушкина передать свое книжное собрание в Московский архив Коллегии иностранных дел, однако тот не успел этого сделать. Древлехранилище Мусина-Пушкина погибло в пожаре Москвы 1812 года. Сохранилось лишь около 20 рукописей.
2´ Оленин Алексей Николаевич (1763 – 1843) – российский государственный деятель, историк, археолог, художник. Им написан ряд трудов по истории и археологии Древн6ей Руси. Широкой известностью пользуется его «Письмо к графу А. И. Мусину-Пушкину о камне тмутараканском» (1806), которое дало начало отечественной эпиграфике.
3´ Эпиграфика (от греч. ἐпιγραφή – надпись) – это вспомогательная прикладная историческая и филологическая дисциплина, которая занимается изучением содержания и формы надписей на камне, керамике, металле и других твердых материалах, проводит их атрибуцию и классификацию.
4´ Палеография (от греч. пαλαιóς «древний; важный» + γράφω «писать») – вспомогательная историческая и филологическая дисциплина, которая изучает историю письма, закономерности развития графических форм, памятники древней письменности в целях их атрибуции, орнамент, водяные знаки бумаги (филиграни), формат и переплет рукописей.
5´ Успенский Михаил Иванович (1866 – 1942) – историк, педагог, коллекционер, специалист в области археографии, этнографии, фольклористики. После 1917 года занимался проблемами теоретического и практического краеведения.
6´ Мазон Андре (1881 – 1967) – французский славист. Известны его труды по древнерусской, русской классической литературе, русскому, чешскому языкам, славянскому фольклору. Защитил диссертацию, посвященную творчеству А. И. Гончарова, опубликовал хранившиеся в Париже рукописи И. С. Тургенева. В 1937 года руководил Институтом славяноведения в Париже, один из основателей и член редколлегии парижского славистического журнала «Revue des études slaves» (1921). Известей скептической позицией по поводу подлинности «Слова о полку Игореве», которое считал позднейшей переделкой «Задонщины»
7´ Медынцева Альбина Александровна (1939 года рождения) – советский и российский историк, доктор исторических наук. Исследовала новгородские граффити XI-XIV вв. на материале Новгородского Софийского собора (1978), доказала подлинность надписи на Тмутараканском камне (1979). Заложила основы систематического исследования древнерусской эпиграфики.