Чара, принадлежавшая князю Владимиру Давыдовичу, была найдена в 1843 году во время раскопок на Царевском городище – столице Золотой Орды Сарай-Берке. Первоначально находилась в Эрмитаже, затем поступила в Оружейную палату Московского Кремля (1853 год), в экспозиции которой находится в настоящее время (№2106).
Чара представляет собой большую серебряную чашу с позолотой, выполненную из цельного листа. Диаметр 32 – 34 см, высота 11 см, объем – около 8 литров. По верхнему краю выполнена чеканкой заздравная надпись, разделенная процветшими крестами. Фон обработан канфарением.
В научный оборот чара была введена в 1851 году А. Ф. Бычковым1´, который дал подробное описание памятника, чтение и палеографический анализ надписи.2´
Время изготовления чары устанавливается имени владельца – князя Владимира Давыдовича. Черниговский князь с таким именем известен только один, время его правления устанавливается по летописям: 1139 – 1151. Круговая чаша с заздравной надписью изготавливалась в честь вокняжения, потому можно датировать памятник 1139 годом.
Причины, по которым чаша оказалась в Золотой Орде, могут быть следующими. Во-первых, предполагают, что чаша была захвачена монгодами во время взятия Чернигова в 1239 году. В-вторых, по предположению А. А. Медынцевой3´, чашу могла увезти из Чернигова вдова Владимира Давыдовича, которая по сообщениям летописей, бежала в половецкую степь и вышла замуж за хана Башкорда.4´ А затем, уже через половцев, памятник попал в Золотую Орду.Это небезосновательное предположение, так как если бы чаша оставалась в Чернигове, то, скорее всего, она была бы переплавлена для изготовления других предметов.5´
Надпись на чаре гласит: «А се чара кня володимирова давыдовча кто из нее пь тому на здоровье а хваля бога [и] своего осподаря великого кня».
Д. С. Лихачев6´ пишет, что на Руси была широко распространена традиция пиров, во время которых пили круговую чашу, упоминая при этом и чару князя Владимира Давыдовича: «О погребальных тризнах упоминают Ибн-Фадлан и русская летопись в рассказе о третьей мести княгини Ольги древлянам. О полуязыческих трапезах роду и рожаницам упоминают списки тех исповедальных вопросов, которые священники обязаны были задавать на духу. Сохранилось немало свидетельств и о мирских братчинах городских и сельских общин. Наконец, летопись донесла до нас многочисленные свидетельства о пирах князей с их широким гостеприимством. Они устраивались и по поводу вокняжения нового князя, и по поводу построения новой церкви или монастырской стены, и по поводу военных побед, и при дипломатических свиданиях русских князей. На пирах этих произносились похвальные речи, провозглашались здравицы, произносились поучения “духовным отцом” за четвертой чашей. “Слово о богатом и убогом” говорит, что на пирах этих выступали “ласковьци, шьпилеве, праздьнословьцы, смехословьцы”. Следов этого пиршественного ораторства до нас почти не дошло, но о наличии его выразительно свидетельствует надпись на “круговой” серебряной чаре Владимира Давидовича (1139 – 1151 гг)…»7´
__________
1’ Бычков Афанасий Фёдорович (1818 – 1899) – русский историк, археограф, библиограф, палеограф, академик Петербургской Академии наук (1869 год), директор Императорской публичной библиотеки (1882—1899 годы), член Государственного совета (с 1890 года).
2’ Бычков А.Ф. О серебряной чаре XII в., принадлежавшей черниговскому князю Владимиру Давыдовичу // Записки археологического общества, служащие дополнением Записок Санкт-Петербургского Нумизматического общества. Т.III. – СПб., 1851. С.157 – 159.
3’ Медынцева Альбина Александровна (1939 года рождения) – советский и российский историк, доктор исторических наук. Исследовала новгородские граффити XI-XIV вв. на материале Новгородского Софийского собора (1978), доказала подлинность надписи на Тмутараканском камне (1979). Заложила основы систематического исследования древнерусской эпиграфики.
4’ Ржига В.Ф. Очерки из истории быта домонгольской Руси // Труды ГИМ. Вып.5. – М., 1929. С.53.
5’ Медынцева А.А. Чара Владимира Давыдовича как свидетельство межкультурных контактов // Поволжская археология. 2012. №1. С.154.
6’ Лихачев Дмитрий Сергеевич (1906 – 1999) – советский и российский филолог, культуролог, историк литературы, искусствовед, доктор филологических наук, профессор, академик АН СССР, Председатель правления Российского фонда культуры, член Союза писателей. Автор фундаментальных работ по истории русского летописания, истории и теории русской средневековой литературы, иконописи, палеографии. Преподавал в Ленинградском государственном университете. Создатель научной школы русской литературной медиевистики. Заведующий Отделом древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР. Председатель пушкинской комиссии РАН, председатель редколлегии ежегодника «Памятники культуры. Новые открытия», возглавлял редколлегию серии «Литературные памятники». Иностранный член академий наук Болгарии, Венгрии, Сербии, член-корреспондент Австрийской, Американской, Британской, Итальянской, Геттингенской академий.
7’ Лихачев Д.С. Слово о полку Игореве и культура его времени. – Л.: Худож. лит., 1978.