А

Абецедарий (лат. abecedarium «алфавит») – в странах, использующих латиницу, алфавит вообще, а также букварь, содержащий только буквы и слоги. В палеославистике абецедарий – устойчивый термин: так называют славянский алфавит (глаголица либо кириллица), помещенный в иноязычной рукописи (ксенографические абецедарии) и снабженный названиями букв. Старейшие абецедарии служат источником реконструкции первоначального глаголического алфавита.

Автохтонный – местный, коренной; происходит от древнегреческого ‘autochtones’ (αὐτός  –‘сам’ + χθών –‘земля’), что означает ‘принадлежащий по происхождению данной территории’.

Агиография (от греч. ἅγιος – «святой»; γράφω – «пишу») – богословскаядисциплина, изучающая жития святых, богословские и историко-церковные аспекты святости.

Азбука – совокупность букв какой-л. письменности, расположенных в установленном порядке; алфавит.

Акутовая интонация – восходящая интонация. Акут – восходящая интонация долгих слогов в системе ударения праславянского языка, реконструируемая наряду с циркумфлексом – нисходящей интонацией. Выделяют исконный акут и инновационный – новый акут.

Аллофон (греч. άλλος другой и φωνή звук) – реализация фонемы, ее вариант, обусловленный конкретным фонетическим окружением.

Анты (др.-греч. Ἄνται) — название раннеславянских племен IV—VII веков, применявшееся византийскими писателями VI—VII веков.

Апокриф (от др.-греч. ἀпό-κρῠφος – «скрытый, сокровенный, тайный» – др.-греч. ἀпο – «приставка со значением: прошлого» + др.-греч. κρύφος, κρυφός, κρυпτός – «скрытый») – произведение религиозной литературы (иудейской и христианской), посвящённое по преимуществу событиям и лицам Священной (ветхо- и новозаветной) и церковной истории, не включённое в канон Церковью (а ветхозаветный апокриф – также и иудейской синагогой).

Апостол – книга Священного Писания, которая содержит Деяния Апостолов и Послания Апостолов. Апостол как богослужебная книга представляет собой апракос, содержащий части вышеназванных книг Нового Завета, а также собрание  служб, посвященных мученика, отдельных стихов из Псалтыри.

Апракос (др.-греч. ἄпρακτος – не-делающий, не-дельный, праздничный), или недельное Евангелие / Апостол, богослужебное Евангелия / апостол – это разновидность Евангелия или Апостола, в которой текст организован не в каноническом порядке, установленном на Лаодикийском соборе, а согласно церковного календарю, сообразно с недельными церковными чтениями. Апракосное чтение представляли собой многие древнейшие славянские евангельские рукописи, в том числе Саввина книга, Остромирово евангелие.

Архетип (от др.-греч. ἀρχέτυп ον – «первообраз») – в текстологии наиболее древний (обычно неизвестный) текст документа (письменного памятника), являющийся первоисточником для последующих известных списков и копий данного документа (произведения)  либо текст, от которого произошли тексты всех известных списков редакции – архетип редакции, или любой родственной группы списков.

Аскетика – раздел православного богословия, предметом которого является изучение процесса возрождения, исцеления падшего человеческого естества в процессе осуществления христианского подвижничества.

Ассимиляция (лат. assimilatio; от assimilare – уподоблять) в лингвистике уподобление артикуляции одного звука артикуляции другого.

Астериск – «звездочка», знак обозначения реконструируемых праформ.

Атрибуция – входит в задачу текстологии, представляет собой установление автора текста, когда оно анонимно или подписано псевдонимом, определение места и времени создания текста.

Проект Русский язык: через прошлое в будущее 2019